Вопросы к экзаменам

 

Вопросы к экзамену по курсу «Социальная психология личности»

(дневное отделение)

Преподаватель – к. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ

Е.В. Никифорова

 

1.    Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности: понятие, характеристики, репрезентации

2.    Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности: проблема соотношения индивидуального и социального

3.    Социально-психологические аспекты развития личности в теории З.Фрейда

4.    Социально-психологические причины агрессии в теории З.Фрейда

5.    Социально -психологические закономерности усвоения социальных норм в теории З.Фрейда

6.    Социально-психологические аспекты развития личности в теории  А.Адлера

7.    Стили социального поведения и причины их формирования в теории  А.Адлера

8.     Компенсация и её роль в социальном взаимодействии (по теории  А.Адлера)

9.    Психологические причины поведения личности в социуме (взгляды К.Юнга)

10.Проблема психологической защиты в теории К.Хорни

11.Социально-психологические аспекты развития личности в теории К.Хорни

12.Влияние макросоциальных факторов на развитие и функционирование личности (взгляды Э.Фромма)

13.Социально-психологические причины поведения в ситуации фрустрации в теории  Г.Салливена

14.Социально-психологические аспекты личности в теориях  психоанализа (взгляды Дж.Боулби)

15.Социально-психологические аспекты личности в теориях  психоанализа (взгляды Э.Эриксона)

16.Социально-психологические причины поведения субъекта в теории Э.Торондайка

17.Социально-психологические аспекты научения в теории Б.Скиннера.

18.Социально-психологические аспекты личности в теории трансактного анализа Э.Берна

19.Социально-психологические аспекты личности в теории трансактного анализа Дж.Дюссея

20.Социально-психологические аспекты личности в теории трансактного анализа Т.-А.Харриса

21.Социально-психологические аспекты поведения субъекта в ролевой теории Дж.Мида

22.Социально-психологические вопросы научения поведению в социально-когнитивной теории А.Бандура

23.Социально-психологические аспекты поведения в  теории социального научения Дж.Роттера

24.Социально-психологические аспекты личности в когнитивной теории личностных конструктов Дж. Келли

25.Социально-психологические аспекты поведения личности в концепции К.Левина

26.Социально-психологические аспекты формирования личности в концепции К.Левина

27.Социально-психологические аспекты взаимовлияния личности и социума в экзистенциальных концепциях (Г. Олпорт, А.Маслоу)

28.Социально-психологические аспекты личности в теории К. Роджерса

29.Концепция иерархической структуры диспозиций личности В.А.Ядова

30.Социализация: понятие, содержание, сферы, институты, агенты, основные характеристики

31.Социализация: грани (общее понятие)

32.Основные концепции социализации –краткая характеристика

33.Индивидуальные формы социализации

34.Основные психологические подходы к выделению этапов социализации

35.Институты, агенты, средства социализации в период младенчества

36.Институты, агенты, средства социализации в период младенчества

37.Основные особенности социализации в период младенчества

38.Институты, агенты, средства социализации в раннем возрасте

39.Основные особенности социализации ребенка раннего возраста в сферах общение и самосознание

40.Основные особенности социализации ребенка раннего возраста в сфере деятельность

41.Институты, агенты, средства социализации в дошкольном возрасте

42.Основные особенности социализации ребенка-дошкольника в сфере деятельность

43.Основные особенности социализации ребенка-дошкольника в сфере общение

44.Основные особенности социализации ребенка-дошкольника в сфере самосознание

45.Институты, агенты, средства социализации в младшем школьном возрасте

46.Основные особенности социализации младшего школьника в сфере деятельность

47.Основные особенности социализации младшего школьника в сфере общение

48.Основные особенности социализации младшего школьника в сфере самосознание

49.Э.Эриксон об особенностях социализации ребенка (с рождения 11-12 лет)

50.Институты, агенты, средства социализации подростка

51.Основные особенности социализации подростка в сферах общение и самосознание

52.Основные особенности социализации подростка в сфере деятельность

53.Э.Эриксон об особенностях социализации в подростковом возрасте

54.Институты, агенты, средства социализации в период ранней зрелости

55.Сферы,  динамика и проблемы социализации в период ранней зрелости

56.Институты, агенты, средства социализации в период средней зрелости

57.Сферы,  динамика и проблемы социализации в период средней зрелости

58.Институты, агенты, средства социализации в период поздней зрелости

59.Социально-психологические проблемы пожилого возраста

60.Э.Эриксон об особенностях социализации в период зрелости

 

 

 

 

Вопросы к экзамену по курсу «Социальная психология личности»

(вечернее отделение)

Преподаватель – к. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ

Е.В. Никифорова

 

1.  Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности: понятие, характеристики, репрезентации

2.  Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности: проблема соотношения индивидуального и социального

3.  Социально-психологические аспекты развития личности в теории З.Фрейда

4.  Социально-психологические причины агрессии в теории З.Фрейда

5.  Социально -психологические закономерности усвоения социальных норм в теории З.Фрейда

6.  Социально-психологические аспекты развития личности в теории  А.Адлера

7.  Стили социального поведения и причины их формирования в теории  А.Адлера

8.  Компенсация и её роль в социальном взаимодействии (по теории  А.Адлера)

9.  Психологические причины поведения личности в социуме (взгляды К.Юнга)

10.         Проблема психологической защиты в теории К.Хорни

11.         Социально-психологические аспекты развития личности в теории К.Хорни

12.         Влияние макросоциальных факторов на развитие и функционирование личности (взгляды Э.Фромма)

13.         Социально-психологические причины поведения в ситуации фрустрации в теории  Г.Салливена

14.         Социально-психологические аспекты личности в теориях  психоанализа (взгляды Дж.Боулби)

15.         Социально-психологические аспекты личности в теориях  психоанализа (взгляды Э.Эриксона)

16.         Социально-психологические причины поведения субъекта в теории Э.Торондайка

17.         Социально-психологические аспекты научения в теории Б.Скиннера.

18.         Социально-психологические аспекты личности в теории трансактного анализа Э.Берна

19.         Социально-психологические аспекты личности в теории трансактного анализа Т.-А.Харриса

20.         Социально-психологические аспекты поведения субъекта в ролевой теории Дж.Мида

21.         Социально-психологические вопросы научения поведению в социально-когнитивной теории А.Бандура

22.         Социально-психологические аспекты поведения в  теории социального научения Дж.Роттера

23.         Социально-психологические аспекты личности в когнитивной теории личностных конструктов Дж. Келли

24.         Социально-психологические аспекты поведения личности в концепции К.Левина

25.         Социально-психологические аспекты формирования личности в концепции К.Левина

26.         Социально-психологические аспекты взаимовлияния личности и социума в экзистенциальных концепциях (Г. Олпорт, А.Маслоу)

27.         Социально-психологические аспекты личности в теории К. Роджерса

28.         Концепция иерархической структуры диспозиций личности В.А.Ядова

29.         Социализация: понятие, содержание, институты, агенты, основные характерстики

30.         Социализация: грани (общее понятие)

31.         Основные концепции социализации –краткая характеристика

32.         Основные психологические подходы к выделению этапов социализации

33.         Институты, агенты, средства социализации в период младенчества

34.         Основные особенности социализации в период младенчества

35.         Институты, агенты, средства социализации в раннем возрасте

36.         Основные особенности социализации в раннем возрасте

37.         Институты, агенты, средства социализации в дошкольном возрасте

38.         Основные особенности социализации в дошкольном возрасте

39.         Институты, агенты, средства социализации в младшем школьном возрасте

40.         Основные особенности социализации в младшем школьном возрасте

41.         Институты, агенты, средства социализации в  подростковом возрасте

42.         Основные особенности социализации в  подростковом возрасте

43.         Институты, агенты, средства социализации в период ранней зрелости

44.         Сферы,  динамика и проблемы социализации в период ранней зрелости

45.         Институты, агенты, средства социализации в период средней зрелости

46.         Сферы,  динамика и проблемы социализации в период средней зрелости

47.         Институты, агенты, средства социализации в период поздней зрелости

48.         Социально-психологические проблемы пожилого возраста

 

 

 

 

Вопросы по «Социальной психологии одиночества» Слободчикова И.М.

 

1.    Точки зрения, выраженные в определениях понятия «одиночество».

2.    Основные экзистенциальные теории одиночества и их представители.

3.    Основные психологические теории одиночества и их представители.

4.    Основные социальные подходы к исследованию одиночества и их представители.

5.    Общие принципы динамики одиночества. Собственная динамика одиночества.

6.    Принципы и социально-психологические условия проявления, закрепления и развития одиночества.

7.    Одиночество в контексте возраста (на примере любого возрастного периода).

8.    Социально-психологические механизмы развития одиночества.

9.    Типология одиночества. Социально-психологическая типология одиночества (по выбору).

10.Гендерные аспекты исследования одиночества.

11.Кризис одиночества. Условия, предпосылки, следствия.

12.Коррекционная работа по преодолению последствий кризиса одиночества.

13.Эффекты одиночества.

14.Технологии социально-психологического прогнозирования динамики одиночества.

15.Вопросы дифференциальной диагностики одиночества и сходных социально-психологических состояний.

 

 

Вопросы к экзамену «Методологические основы психологии» Лубовского Д.В.

 

1.    Общее определение методологии науки.

2.    Понятие метода в широком и узком смысле. Примеры.

3.    Базовые понятия методологии науки – предмет и объект исследования, познавательная ситуация.

4.    Структура методологического знания по Э.Г. Юдину.

5.    Два вида методологического знания – дескриптивная и нормативная методология.

6.    Значение методологии науки для психологии.

7.    Представления о познавательной ситуации в современной науке.

8.    История развития методологии науки до середины XIX века. Возникновение классического идеала научности.

9.    Возникновение позитивизма в середине XIX века. О. Конт.

10. Возникновение неопозитивизма. Логический позитивизм Б. Рассела и Л. Витгенштейна.

11.Проблема критериев научности (верифицируемость, фальсифицируемость).

12. Постпозитивизм и рациональные реконструкции истории науки (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

13.Отечественные исследования в области методологии науки (Б.М. Кедров, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий, В.С. Степин).

14. Три этапа в развитии методологии науки.

15.Философско-мировоззренческие основы психологии.

16. Естественнонаучный и герменевтический методы в психологическом изучении человека.

17.Классический и неклассический идеалы научной рациональности по М.К. Мамардашвили.

18.Общенаучно-методологические подходы в середине ХХ века и в современности.

19.Тенденции развития конкретно-научной методологии в психологии.

20.Методологическое значение культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

21.Типологизация методов психологии по В.Н. Дружинину.

22.Изменение идеалов и норм научного познания в современной науке. Постнеклассическая психология.

23.Структура теоретического знания.

24.Виды теоретического знания (концепции, подходы, учения).

25.Основные этапы психологического исследования.

26.Понятие о номотетическом и идиографическом изучении человека.

27.Эмпирические и теоретические обобщения в психологии.

28.Проблема объяснения в психологии. Редукция и редукционизм.

29.Проблема объективного метода в психологии. М.К. Мамардашвили и В.П. Зинченко о путях создания объективного метода.

30.Психофизическая и психофизиологическая проблемы.

31.Проблема единиц анализа психической реальности.

32.Проблема биологического и социального в психологии.

33.Категория деятельности в психологии.

34.Категория общения в психологии – основные трактовки.

35.Категория личности в психологии. Соотношение категорий индивида, личности, индивидуальности.

36.Теории личности – основные виды.

37.Принцип детерминизма в психологии.

38.Принцип системности в психологии.

39.Принцип развития в психологии.

40.Методологические аспекты социально-психологического исследования.

 

Вопросы к экзамену по курсу «Этнопедагогика» Хухлаева О.В.

1 .Предмет, задачи этнопедагогики, место в системе наук. Возможности трансляции этнопсихологических знаний в современную жизнь.

2. Взаимосвязь культурных и биологических детерминант в развитии ребенка.

3.Культурно- историческая обусловленность нормы как ориентира воспитательных воздействий.

4.Проблема периодизации детского развития и ее культурно- историческая

обусловленность

5.Влияние природного окружения на особенности воспитания.

6.Роль общественного воспитания в традиционном обществе. Обряды перехода, сопровождающие качественное изменение состояния ребенка, и их роль.

7. Обряды,   сопровождающие  рождение   ребенка:   дородовые,   родовые, послеродовые.

8. Детские обряды: первого зуба, первой стрижки, ученичества.

9. Специфика обрядов инициации.

10. Игра как культурно - исторический феномен. Игры с правилами, сюжетные, подвижные, дидактические, игры- носители религиозых смыслов.

11. Игрушка как средство усвоения социальных норм и полоролевой дифференциации.

12.Фольклор как форма сосредоточения народного  опыта. Суггестивные возможности фольклора. Использование мифов и сказок в современной психотерапии.

13.Детский фольклор. Фольклор как средство ухода за ребенком.Деткий фольклор как часть ритуала.

14. Значение ребенка для семьи. Мать, отец и родители: разница в понимании. Явление адопции. Родители как кормильцы и воспитатели. Смешение понятий мать, отец и родитель в современных семьях.

15Ранний уход за ребенком. Особенности взаимоотношения с матерью. Влияние типа пеленания на его физическое и эмоциональное развитие..

16.Освоение детьми социальных норм. Основные механизмы..

17-Приучение к труду и его влияние на формирование характера и социальное поведение.

18. Гендерные особенности воспитания.

19. Роль отца в воспитании детей.

20. Специфика обучения в традиционном обществе.


Вопросы к экзамену по курсу

«Психологические особенности современного поликультурного образования» Хухлаева О.В.

 

1. Актуальность ПКО и его исторические предпосылки

2. Базовые понятия ПКО.

3 Теория      познания,      на     которой     базируется      ПКО

4. Ценностные основы ПКО.

5. Теории развития., на которых базируется ПКО.

6. Исследования Пиаже и его последователей как    ориентиры при организации ПКО

7. Исследования когнитивного стиля как ориентиры при организации ПКО

8. Исследования в русле культурной психологии (Коул, Выготский) как ориентиры при организации ПКО

9. Основные требования к содержанию образования, системе оценивания, учебному взаимодействию в ПКО

10. Методы ведения урока при организации ПКО

11. Толерантность и условия ее формирования в школе.

12. Методические основы тренингов толерантности у педагогов.

13. Методические основы тренингов толерантности у младших школьников и подростков

 

 

 

Билеты по предмету «Анализ образовательных систем» доц. Денисенковой  Н.С.

 

БИЛЕТ 1

  1. Основные направления формализованного анализа образовательных систем.
  2. Анализ зарубежных дошкольных образовательных систем ( система М.Монтессори, Вальдорфский детский сад и др.).

БИЛЕТ 2.

  1. Анализ психолого-педагогических  оснований образовательных систем.
  2. Образовательная система развивающего обучения Эльконина-Давыдова

БИЛЕТ 3.

  1. Культурно-историческая концепция  Л.С.Выготского как методологическое основание отечественных образовательных систем.
  2. Анализ традиционного школьного образования  в России.

БИЛЕТ 4.

  1. Генетический принцип построения  образовательных систем ( учет возрастных особенностей).
  2. Анализ отечественных дошкольных образовательных систем.

БИЛЕТ 5.

  1. Акселерация и амплификация в образовательных системах.
  2. Типология образовательно-воспитательных учреждений в России.

БИЛЕТ 6.

  1. Сензитивные периоды как один из факторов, определяющих построение образовательной  системы.
  2. Анализ отечественных образовательных систем для младшего школьного возраста.

БИЛЕТ 7.

  1. Ведущие виды деятельности  как один из факторов, определяющих построение образовательной системы.
  2. Роль гуманистической психологии в развитии  образовательной системы на Западе.

БИЛЕТ 8.

  1. Особенности образования одаренных детей в России и за рубежом.
  2. Бихевиоризм как методологическая основа образовательной системы.

БИЛЕТ 9.

  1. Основные направления формализованного анализа образовательных систем.
  2. Роль психоанализа в развитии образовательных систем Запада.

БИЛЕТ 10.

1.     Анализ психолого-педагогических  оснований образовательных систем.

2.     Анализ зарубежных дошкольных образовательных систем ( система М.Монтессори, Вальдорфский детский сад и др.).

БИЛЕТ 11.

  1. Культурно-историческая концепция  Л.С.Выготского как методологическое основание отечественных образовательных систем.
  2. Бихевиоризм как методологическая основа образовательной системы

БИЛЕТ 12.

  1. Генетический принцип построения  образовательных систем ( учет возрастных особенностей).
  2. Анализ отечественных образовательных систем для младшего школьного возраста.

БИЛЕТ 13.

  1. Акселерация и амплификация в образовательных системах.
  2. Особенности образования одаренных детей в России и за рубежом.

БИЛЕТ 14.

  1. Сензитивные периоды как один из факторов, определяющих построение образовательной  системы.
  2. Типология образовательно-воспитательных учреждений в России.

БИЛЕТ 15.

  1. Ведущие виды деятельности  как один из факторов, определяющих построение образовательной системы.
  2. Анализ отечественных дошкольных  образовательных систем.

БИЛЕТ 16.

  1. Роль гуманистической психологии в развитии  образовательной системы в странах Запада.
  2. Анализ отечественных дошкольных  образовательных систем.

БИЛЕТ 17.

  1. Бихевиоризм как методологическая основа образовательной системы.
  2.  Типология образовательно-воспитательных учреждений в России

БИЛЕТ 18.

  1. Роль психоанализа в развитии образовательных систем в странах Запада.
  2. Ведущие виды деятельности  как один из факторов, определяющих построение образовательной системы.

БИЛЕТ 19.

  1. Культурно-историческая концепция  Л.С.Выготского как методологическое основание отечественных образовательных систем.
  2. Образовательная система развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

БИЛЕТ 20.

  1. Генетический принцип построения  образовательных систем (учет возрастных особенностей).
  2. Особенности образования одаренных детей в России и за рубежом.
Hosted by uCoz