Вопросы к экзаменам
Вопросы к экзамену по курсу «Социальная психология личности»
(дневное отделение)
Преподаватель – к. психол. наук,
доцент кафедры возрастной психологии МПГУ
Е.В. Никифорова
1. Специфика социально-психологического
подхода к пониманию личности: понятие, характеристики, репрезентации
2. Специфика
социально-психологического подхода к пониманию личности: проблема соотношения
индивидуального и социального
3.
Социально-психологические аспекты развития личности в теории
З.Фрейда
4.
Социально-психологические причины агрессии в теории З.Фрейда
5.
Социально -психологические закономерности усвоения социальных
норм в теории З.Фрейда
6.
Социально-психологические аспекты развития личности в
теории А.Адлера
7.
Стили социального поведения и причины их формирования в
теории А.Адлера
8.
Компенсация и её роль в
социальном взаимодействии (по теории
А.Адлера)
9.
Психологические причины поведения личности в социуме (взгляды
К.Юнга)
10.Проблема
психологической защиты в теории К.Хорни
11.Социально-психологические
аспекты развития личности в теории К.Хорни
12.Влияние
макросоциальных факторов на развитие и функционирование личности (взгляды
Э.Фромма)
13.Социально-психологические
причины поведения в ситуации фрустрации в теории Г.Салливена
14.Социально-психологические
аспекты личности в теориях психоанализа
(взгляды Дж.Боулби)
15.Социально-психологические
аспекты личности в теориях психоанализа
(взгляды Э.Эриксона)
16.Социально-психологические
причины поведения субъекта в теории Э.Торондайка
17.Социально-психологические
аспекты научения в теории Б.Скиннера.
18.Социально-психологические
аспекты личности в теории трансактного анализа Э.Берна
19.Социально-психологические
аспекты личности в теории трансактного анализа Дж.Дюссея
20.Социально-психологические
аспекты личности в теории трансактного анализа Т.-А.Харриса
21.Социально-психологические
аспекты поведения субъекта в ролевой теории Дж.Мида
22.Социально-психологические
вопросы научения поведению в социально-когнитивной теории А.Бандура
23.Социально-психологические
аспекты поведения в теории социального
научения Дж.Роттера
24.Социально-психологические
аспекты личности в когнитивной теории личностных конструктов Дж. Келли
25.Социально-психологические
аспекты поведения личности в концепции К.Левина
26.Социально-психологические
аспекты формирования личности в концепции К.Левина
27.Социально-психологические
аспекты взаимовлияния личности и социума в экзистенциальных концепциях (Г.
Олпорт, А.Маслоу)
28.Социально-психологические
аспекты личности в теории К. Роджерса
29.Концепция
иерархической структуры диспозиций личности В.А.Ядова
30.Социализация:
понятие, содержание, сферы, институты, агенты, основные характеристики
31.Социализация:
грани (общее понятие)
32.Основные
концепции социализации –краткая характеристика
33.Индивидуальные
формы социализации
34.Основные
психологические подходы к выделению этапов социализации
35.Институты,
агенты, средства социализации в период младенчества
36.Институты,
агенты, средства социализации в период младенчества
37.Основные
особенности социализации в период младенчества
38.Институты,
агенты, средства социализации в раннем возрасте
39.Основные
особенности социализации ребенка раннего возраста в сферах общение и
самосознание
40.Основные
особенности социализации ребенка раннего возраста в сфере деятельность
41.Институты,
агенты, средства социализации в дошкольном возрасте
42.Основные
особенности социализации ребенка-дошкольника в сфере деятельность
43.Основные
особенности социализации ребенка-дошкольника в сфере общение
44.Основные
особенности социализации ребенка-дошкольника в сфере самосознание
45.Институты,
агенты, средства социализации в младшем школьном возрасте
46.Основные
особенности социализации младшего школьника в сфере деятельность
47.Основные
особенности социализации младшего школьника в сфере общение
48.Основные
особенности социализации младшего школьника в сфере самосознание
49.Э.Эриксон об
особенностях социализации ребенка (с рождения 11-12 лет)
50.Институты,
агенты, средства социализации подростка
51.Основные
особенности социализации подростка в сферах общение и самосознание
52.Основные
особенности социализации подростка в сфере деятельность
53.Э.Эриксон об
особенностях социализации в подростковом возрасте
54.Институты,
агенты, средства социализации в период ранней зрелости
55.Сферы, динамика и проблемы социализации в период
ранней зрелости
56.Институты,
агенты, средства социализации в период средней зрелости
57.Сферы, динамика и проблемы социализации в период
средней зрелости
58.Институты,
агенты, средства социализации в период поздней зрелости
59.Социально-психологические
проблемы пожилого возраста
60.Э.Эриксон об
особенностях социализации в период зрелости
Вопросы к экзамену по курсу «Социальная психология личности»
(вечернее отделение)
Преподаватель – к. психол. наук,
доцент кафедры возрастной психологии МПГУ
Е.В. Никифорова
1. Специфика
социально-психологического подхода к пониманию личности: понятие,
характеристики, репрезентации
2. Специфика
социально-психологического подхода к пониманию личности: проблема соотношения
индивидуального и социального
3.
Социально-психологические аспекты развития личности в теории
З.Фрейда
4.
Социально-психологические причины агрессии в теории З.Фрейда
5.
Социально -психологические закономерности усвоения социальных
норм в теории З.Фрейда
6.
Социально-психологические аспекты развития личности в
теории А.Адлера
7.
Стили социального поведения и причины их формирования в
теории А.Адлера
8.
Компенсация и её роль в социальном взаимодействии (по
теории А.Адлера)
9.
Психологические причины поведения личности в социуме (взгляды
К.Юнга)
10.
Проблема психологической защиты в теории К.Хорни
11.
Социально-психологические аспекты развития личности в теории
К.Хорни
12.
Влияние макросоциальных факторов на развитие и функционирование
личности (взгляды Э.Фромма)
13.
Социально-психологические причины поведения в ситуации
фрустрации в теории Г.Салливена
14.
Социально-психологические аспекты личности в теориях психоанализа (взгляды Дж.Боулби)
15.
Социально-психологические аспекты личности в теориях психоанализа (взгляды Э.Эриксона)
16.
Социально-психологические причины поведения субъекта в теории
Э.Торондайка
17.
Социально-психологические аспекты научения в теории Б.Скиннера.
18.
Социально-психологические аспекты личности в теории трансактного
анализа Э.Берна
19.
Социально-психологические аспекты личности в теории трансактного
анализа Т.-А.Харриса
20.
Социально-психологические аспекты поведения субъекта в ролевой
теории Дж.Мида
21.
Социально-психологические вопросы научения поведению в
социально-когнитивной теории А.Бандура
22.
Социально-психологические аспекты поведения в теории социального научения Дж.Роттера
23.
Социально-психологические аспекты личности в когнитивной теории
личностных конструктов Дж. Келли
24.
Социально-психологические аспекты поведения личности в концепции
К.Левина
25.
Социально-психологические аспекты формирования личности в
концепции К.Левина
26.
Социально-психологические аспекты взаимовлияния личности и
социума в экзистенциальных концепциях (Г. Олпорт, А.Маслоу)
27.
Социально-психологические аспекты личности в теории К. Роджерса
28.
Концепция иерархической структуры диспозиций личности В.А.Ядова
29.
Социализация: понятие, содержание, институты, агенты, основные
характерстики
30.
Социализация: грани (общее понятие)
31.
Основные концепции социализации –краткая характеристика
32.
Основные психологические подходы к выделению этапов социализации
33.
Институты, агенты, средства социализации в период младенчества
34.
Основные особенности социализации в период младенчества
35.
Институты, агенты, средства социализации в раннем возрасте
36.
Основные особенности социализации в раннем возрасте
37.
Институты, агенты, средства социализации в дошкольном возрасте
38.
Основные особенности социализации в дошкольном возрасте
39.
Институты, агенты, средства социализации в младшем школьном
возрасте
40.
Основные особенности социализации в младшем школьном возрасте
41.
Институты, агенты, средства социализации в подростковом возрасте
42.
Основные особенности социализации в подростковом возрасте
43.
Институты, агенты, средства социализации в период ранней
зрелости
44.
Сферы, динамика и
проблемы социализации в период ранней зрелости
45.
Институты, агенты, средства социализации в период средней
зрелости
46.
Сферы, динамика и
проблемы социализации в период средней зрелости
47.
Институты, агенты, средства социализации в период поздней
зрелости
48.
Социально-психологические проблемы пожилого возраста
Вопросы по «Социальной психологии одиночества» Слободчикова И.М.
1.
Точки
зрения, выраженные в определениях понятия «одиночество».
2.
Основные
экзистенциальные теории одиночества и их представители.
3.
Основные
психологические теории одиночества и их представители.
4.
Основные
социальные подходы к исследованию одиночества и их представители.
5.
Общие
принципы динамики одиночества. Собственная динамика одиночества.
6.
Принципы
и социально-психологические условия проявления, закрепления и развития
одиночества.
7.
Одиночество
в контексте возраста (на примере любого возрастного периода).
8.
Социально-психологические
механизмы развития одиночества.
9.
Типология
одиночества. Социально-психологическая типология одиночества (по выбору).
10.Гендерные аспекты
исследования одиночества.
11.Кризис одиночества. Условия,
предпосылки, следствия.
12.Коррекционная работа по
преодолению последствий кризиса одиночества.
13.Эффекты одиночества.
14.Технологии
социально-психологического прогнозирования динамики одиночества.
15.Вопросы дифференциальной
диагностики одиночества и сходных социально-психологических состояний.
Вопросы к экзамену «Методологические основы психологии»
Лубовского Д.В.
1.
Общее
определение методологии науки.
2.
Понятие
метода в широком и узком смысле. Примеры.
3.
Базовые
понятия методологии науки – предмет и объект исследования, познавательная
ситуация.
4.
Структура
методологического знания по Э.Г. Юдину.
5.
Два
вида методологического знания – дескриптивная и нормативная методология.
6.
Значение
методологии науки для психологии.
7.
Представления
о познавательной ситуации в современной науке.
8.
История
развития методологии науки до середины XIX века. Возникновение
классического идеала научности.
9.
Возникновение
позитивизма в середине XIX века. О. Конт.
10. Возникновение
неопозитивизма. Логический позитивизм Б. Рассела и Л. Витгенштейна.
11.Проблема критериев научности
(верифицируемость, фальсифицируемость).
12. Постпозитивизм и
рациональные реконструкции истории науки (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
13.Отечественные исследования в
области методологии науки (Б.М. Кедров, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий,
В.С. Степин).
14. Три этапа в развитии
методологии науки.
15.Философско-мировоззренческие
основы психологии.
16. Естественнонаучный и
герменевтический методы в психологическом изучении человека.
17.Классический и
неклассический идеалы научной рациональности по М.К. Мамардашвили.
18.Общенаучно-методологические
подходы в середине ХХ века и в современности.
19.Тенденции развития
конкретно-научной методологии в психологии.
20.Методологическое значение
культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
21.Типологизация методов
психологии по В.Н. Дружинину.
22.Изменение идеалов и норм
научного познания в современной науке. Постнеклассическая психология.
23.Структура теоретического
знания.
24.Виды теоретического знания
(концепции, подходы, учения).
25.Основные этапы
психологического исследования.
26.Понятие о номотетическом и
идиографическом изучении человека.
27.Эмпирические и теоретические
обобщения в психологии.
28.Проблема объяснения в
психологии. Редукция и редукционизм.
29.Проблема объективного метода
в психологии. М.К. Мамардашвили и В.П. Зинченко о путях создания объективного
метода.
30.Психофизическая и
психофизиологическая проблемы.
31.Проблема единиц анализа
психической реальности.
32.Проблема биологического и
социального в психологии.
33.Категория деятельности в
психологии.
34.Категория общения в
психологии – основные трактовки.
35.Категория личности в
психологии. Соотношение категорий индивида, личности, индивидуальности.
36.Теории личности – основные
виды.
37.Принцип детерминизма в
психологии.
38.Принцип системности в
психологии.
39.Принцип развития в
психологии.
40.Методологические аспекты
социально-психологического исследования.
Вопросы к экзамену по
курсу «Этнопедагогика» Хухлаева О.В.
1 .Предмет, задачи
этнопедагогики, место в системе наук. Возможности трансляции
этнопсихологических знаний в современную жизнь.
2. Взаимосвязь культурных и биологических
детерминант в развитии ребенка.
3.Культурно- историческая
обусловленность нормы как ориентира воспитательных воздействий.
4.Проблема периодизации детского развития и ее
культурно- историческая
обусловленность
5.Влияние природного окружения на особенности
воспитания.
6.Роль общественного воспитания в традиционном
обществе. Обряды перехода, сопровождающие качественное изменение состояния
ребенка, и их роль.
7. Обряды,
сопровождающие рождение ребенка:
дородовые, родовые,
послеродовые.
8. Детские обряды: первого зуба, первой стрижки,
ученичества.
9. Специфика обрядов инициации.
10. Игра как культурно - исторический феномен. Игры
с правилами, сюжетные, подвижные, дидактические, игры- носители религиозых
смыслов.
11. Игрушка как средство усвоения социальных норм и
полоролевой дифференциации.
12.Фольклор как форма сосредоточения народного опыта. Суггестивные возможности фольклора.
Использование мифов и сказок в современной психотерапии.
13.Детский фольклор. Фольклор как средство ухода за
ребенком.Деткий фольклор как часть ритуала.
14. Значение ребенка для семьи. Мать, отец и
родители: разница в понимании. Явление адопции. Родители как кормильцы и
воспитатели. Смешение понятий мать, отец и родитель в современных семьях.
15Ранний уход за ребенком. Особенности
взаимоотношения с матерью. Влияние типа пеленания на его физическое и
эмоциональное развитие..
16.Освоение детьми социальных норм. Основные
механизмы..
17-Приучение к труду и его влияние на формирование
характера и социальное поведение.
18. Гендерные особенности воспитания.
19. Роль отца в воспитании детей.
20. Специфика обучения в традиционном обществе.
Вопросы
к экзамену по курсу
«Психологические
особенности современного поликультурного образования» Хухлаева О.В.
1. Актуальность ПКО и его исторические предпосылки
2. Базовые понятия ПКО.
3 Теория
познания, на которой базируется ПКО
4. Ценностные основы ПКО.
5.
Теории развития., на которых базируется ПКО.
6. Исследования Пиаже и его последователей как ориентиры при организации ПКО
7. Исследования когнитивного стиля как ориентиры при
организации ПКО
8. Исследования в русле культурной психологии (Коул,
Выготский) как ориентиры при организации ПКО
9. Основные требования к содержанию образования,
системе оценивания, учебному взаимодействию в ПКО
10. Методы ведения урока при организации ПКО
11. Толерантность и условия ее формирования в школе.
12. Методические основы тренингов толерантности у
педагогов.
13. Методические основы тренингов толерантности у
младших школьников и подростков
Билеты по предмету «Анализ образовательных систем» доц. Денисенковой Н.С.
БИЛЕТ 1
БИЛЕТ 2.
БИЛЕТ 3.
БИЛЕТ 4.
БИЛЕТ 5.
БИЛЕТ 6.
БИЛЕТ 7.
БИЛЕТ 8.
БИЛЕТ 9.
БИЛЕТ 10.
1. Анализ психолого-педагогических оснований образовательных систем.
2. Анализ зарубежных дошкольных образовательных систем ( система М.Монтессори, Вальдорфский детский сад и др.).
БИЛЕТ 11.
БИЛЕТ 12.
БИЛЕТ 13.
БИЛЕТ 14.
БИЛЕТ 15.
БИЛЕТ 16.
БИЛЕТ 17.
БИЛЕТ 18.
БИЛЕТ 19.
БИЛЕТ 20.